Сегодня мы немного погрузимся в мир мототрюков и представлений, которые объединяются термином стантрайдинг.
Шоу на мотоциклах впервые начали демонстрировать в середине прошлого века в европейских цирках. Именно прыжки на байке через горящее кольцо стали началом такой дисциплины, как мотофристайл, а трюки на ровной поверхности дали толчок развитию стантрайдинга.
В то время для этих представлений использовались легкие малолитражные мотоциклы, мощности которых не хватало для по-настоящему эффектных выступлений. Только после того, как в 70-х годах широким массам стала доступна действительно мощная техника, произошел настоящий бум стантрайдинга. Именно в это время появилось большинство классических трюков. Тогда же начали проводиться первые соревнования. Впрочем, стантрайдинг так и не вошел ни в одну спортивную федерацию и до сих пор не признается официальным видом спорта.
В России стантрайдинг начал массово распространяться совсем недавно. Первые соревнования StuntBattle прошли в 2008 году под Москвой. В дальнейшем турниры различного уровня приурочивались к различным мотовыставкам. Так Чемпионат России по стантрайдингу 2014 и 2015 года проходил на площадке IMIS.
Основные трюки стантрайдинга
Абсолютное большинство трюков стантрайдинга строится вокруг нескольких основных элементов:
- бёрнаут (burnout) – отжиг резины заднего колеса;
- вилли (wheellie) – езда на заднем колесе;
- дрифт (drift) – скольжение с пробуксовывающим задним колесом под наклоном;
- круги (cyrcles) – езда на заднем колесе по кругу;
- стоппи (stoppie, endo) – резкая остановка на переднем колесе;
- роллинг стоппи (rolling stoppie) – езда на переднем колесе;
- хайчэир (highchair) – езда на мотоцикле, сидя верхом на бензобаке.
Качество исполнения базовых элементов является одним из критериев оценки стантрайдингистов на соревнованиях. Следующий этап – это уже комбинация нескольких приемов и усложнение трюка.
Как и в любой другой дисциплине, в стантрайдинге есть свои рекордсмены. Так в 2012 году Джесси Толлер исполнил роллинг стоппи длиной в 402 метра. А Крэйг Джонс сделал тот же трюк, но уже с пассажиром длиной 305 метров. В 1999 году Патрик Фюрстенхофф сделал вилли на скорости 308 километров в час.