Сегодня наша
статья посвящена первым шагам советского мотопрома, которые хронологически
относятся к межвоенному периоду нашей истории (1920-е – начало 1940-х).
По окончании
Гражданской войны вся промышленность молодого советского государства пребывала
в полной разрухе. Даже самих мотоциклов, произведенных до революции,
практически не осталось, не говоря уже о каких-то заводах. Поэтому в начале
20-х годов советским конструкторам пришлось начать все с начала.
Первая попытка
становления мотопрома была предпринята на заводе «Дукс» группой разработчиков
под началом П. Львова. Ими был сконструирован первый советский мотоцикл,
носивший гордое название «Союз». Он имел двигатель с наклонным цилиндром
(данных о его мощности не сохранилось) и был укомплектован пружинной подвеской
заднего колеса. Машину собрали в 1925 г. в одном единственном экземпляре, и,
несмотря на неплохие результаты испытательных пробегов, в серийное производство
«Союз» не пошел.
Первые
серийные образцы
Практически
одновременно с ленинградской группой разработчиков, свой серийный мотоцикл
сконструировали в Харькове на объединении «Укрмето». В начале мая 1931 года
было выпущено 6 машин модели ХМЗ-1М.
Первым
советским мотоциклом с трубчатой дуплексной рамой и 4-хступенчатой коробкой
передач стал ТИЗ-АМ600. А вот с цепной моторной передачи на шестеренчатую
впервые перешли в модели ПМЗ-А750, выпускаемой в Подольске с марта 1935 года.
Начало
производства мотоциклов в Ижевске