Сегодня наша статья будет посвящена основным историческим вехам развития мотогонок, явлению, которое стало определяющим для всего развития мотоиндустрии.
Не прошло и десяти лет после появления на свет машины Готлиба Даймлера (мотоцикл, который официально считается первым в истории, был собран им в 1885 году), как несколько моделей простейших мотоциклов пробовали силы в популярном в те годы автомобильном ралли Париж – Руан. А уже в 1904 году была зарегистрирована FICM (Federation Internationale des Clubs Motocyclistes), предшественница современной Федерации.
Впрочем, Мировые войны и не самые простые годы между ними слабо содействовали развитию мотоспорта. Поэтому первые серьезные соревнования, предшествующие современному Гран-При, появляются только во второй половине сороковых. В это время для создания гоночных байков использовали грохочущие четырехтактные двигатели с объемом от 125 до 500 «кубиков».
Начало пятидесятых было временем экспериментов. Известные компании-производители, усмотрев в соревнованиях отличный способ рекламировать собственную продукцию, изменяли компоновки своих мотоциклов, посадки гонщика и проводили множество испытаний на аэродинамической трубе. Настоящим прорывом стало изобретение механиками команды MV Agusta легкого и мощнейшего 500-кубового четырехцилиндрового двигателя, который на несколько лет обеспечил им главенствующее положение на всех соревнованиях.
Время перемен
В 1958 г. Федерация принимает решение, которое определило облик профессиональных спортбайков на десятилетия (а может, и на века) вперед. Специальным постановлением в конструкцию гоночных мотоциклов запрещалось вносить большие обтекатели (т.н. «мусорные баки»). Тогда же появились обтекатели «типа Гран-При», которые полностью прикрывали переднее колесо и гонщика. Именно такие обтекатели мы наблюдаем и по сей день.
Еще одна революция того времени была совершена механиками немецкой фирмы MZ. Именно им удалось добиться вполне конкурентоспособной мощности от двухтактного мотора. Инициативу быстро подхватили японские конструкторы из Suzuki и Yamaha и довели ее до логического завершения. Последний гвоздь в крышку гроба «четырехтактников» забил Гиакомо Агостини, уверенно завоевавший чемпионский титул в 1975 г. на двухтактной Ямахе в классе 500 сс.
Последний штрих к классическому облику современных гонок был добавлен в семидесятых годах. Именно в это время пилоты начали осваивать технику прохождения крутых поворотов «на колене». Она стала такой популярной, что большинство производителей стали вносить в конструкции своих байков изменения для того, чтобы пилотам было удобнее «укладывать» свой мотоцикл.