Сегодня наша статья будет посвящена истории появления такого необходимого и привычного всем нам элемента экипировки, как мотошлем.
История мотошлемов берет свое начало с трагической аварии, произошедшей в мае 1935 года. Именно тогда при движении на одном из своих восьми байков марки «Brough Superior» погиб легендарный британский офицер Томас Лоуренс (более известный, как Лоуренс Аравийский). Чтобы избежать столкновения с юными велосипедистами, он резко сменил направление, упал и сильно расшиб голову. Несмотря на шестидневные старания медиков того времени, спасти легенду британской армии не удалось.
Один из врачей, принимавших участие в попытке вытащить с того света Лоуренса Аравийского, молодой нейрохирург Хью Кёрнс стал первым, кто не только задумался о способах защиты головы мотоциклистов, но и рьяно взялся за дело. Он подверг анализу более 2 тысяч случаев летального исхода при авариях с участием байков и неоднократно выступал с результатами своей работы на различных научных конференциях в первой половине ХХ века. Именно его публикации в журнале «British Medical Journal» подтолкнули мировую общественность к осознанию острой проблемы, которую необходимо было срочно решать.
Первый шлем
В начале 50-х гг., на волне набиравшей популярность идеи, Британский институт стандартов получил задание от Министерства транспорта сформулировать требования, которым должен был отвечать мотошлем, а также установить методику его испытаний. Результаты этой работы были повсеместно распространены. В результате, уже в 1953 г. американский инженер Чарльз Ломбард смог запатентовать шлем, который сегодня повсеместно признается, как первый в истории.
Изобретение Ломбарда имело крепкую внешнюю оболочку и было способно гасить инерцию от удара за счет внутреннего содержания. Шлем вышел настолько удачным, что долгое время он использовался не только мотоциклистами, но и солдатами военной авиации.
Законодательная сторона вопроса
Уже в 1961 г. появился и первый закон, обязывающий водителей двухколесного транспорта надевать шлемы. Дело было в Австралии. Стоит сказать, что австралийские законы, регулирующие безопасность на дороге, и по сей день являются одними из самых строгих в мире.
В СССР мотоциклистов обязали надевать шлемы в 1967 г., когда свет увидело Постановление «О повышении уровня безопасности передвижения водителей в населенных пунктах и на загородных автомобильных дорогах».