Блог / Новости RSS 2.0

История мотоциклов Jawa

История мотоциклов JawaСегодня мы поговорим о знаменитых «Явах», бывших заветной мечтой не одного поколения подростков в нашей стране. История самого популярного в советское время мотоцикла началась в Праге межвоенного времени и непосредственно связана с именем Франтишека Яничека. Он был весьма известным в Чехии изобретателем и еще до Первой мировой войны стал автором более 60 патентов из разных областей техники. Уже в мирной Праге остро встал вопрос о переводе производства на мирные рельсы. Выбор был сделан в пользу мотоциклов, и именно Яничеку было доверено возглавить этот процесс.

В то время заниматься разработкой нового двигателя было некогда, поэтому Яничек уговорил руководство компании «Вандерер» выделить ему их новый 500-кубовый четырёхтактный мотор. Фирма к этому времени уже явно проигрывала конкурентную борьбу концерну «BMW», и ее руководство с радостью ухватилось за идею энергичного чеха. Так появилась компания «Jawa» (JAnecek+WAnderer).

Первые «Явы»

Первым творением Яничека стала Jawa 500, оснащенная упоминавшимся мотором от «Вандерер». Она отличалась рядом технических «фишечек», выделявших ее из ряда других мотоциклов того времени. Среди них можно назвать рессорную переднюю подвеску, бензобак «капельку», смазку подшипников шатуна и головки цилиндра маслом под давлением, систему вентиляции картерных газов и многое другое. Безусловно, она пользовалась успехом, однако чешский изобретатель просто не мог остановиться на достигнутом. Вскоре, в соавторстве с английским инженером Пачетой, он разработал легкий мотоцикл на основе его 175-кубового одноцилиндрового мотора. Байк получил название Jawa 175 Williers. Все его конкуренты с 500- или 750-кубовыми моторами казались, по сравнению с ним, громоздкими и неуклюжими. И баснословно дорогими. На большинство мотоциклов того времени цена начиналась от 7000 крон. Jawa 175 Williers стоил 4250.

Еще одним довоенным успехом Яничека стала Jawa 100 Robot. Мотоцикл с 98-кубовым двигателем разгонялся до 66 км/ч. Его главной особенностью был мотор, построенный по принципу «моноблок». Яничек одним из первых попробовал соединить КПП и двигатель в единый агрегат, что принесло модели невиданную славу.

Война и послевоенное время

В 1938 г. Чехословакия была оккупирована немцами, и последующие 7 лет заводы Jawa производили авиационные двигатели для Рейха. В 1941 г. Франтишек Яничек умер, успев оставить своему сыну Карелу не только саму фабрику, но и наработки для новой модели мотоцикла, получившей название Perak.

В 1948 г. производство было национализировано новой властью в уже советской Чехословакии. Это сильно притормозило флагманские темпы развития мотоциклов Jawa, хоть и дало обширнейший рынок сбыта в лице СССР и союзных ему стран. Медленная деградация растянулась на всю вторую половину ХХ века. Сегодня марка, к сожалению, уже не является конкурентоспособной, по сравнению с большинством европейских и азиатских брендов, несмотря на былое величие.

История мотоциклов Jawa


КАТАЛОГ ТОВАРОВ

Обратная связь

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
Ваш номер телефона: